Нормативные документы и материалы
Федеральный уровень:
- Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
- Инструкция по работе на портале РЭШ
- Минпросвещения РФ «Методические рекомендации по вопросам формирования функциональной грамотности 2022г»
- МП РФ, пр. от 31.05.2021 № 287 Об утв. ФГОС ООО
- МП РФ, пр. от 31.05.2021 № 286 Об утв. ФГОС НОО
- МП РФ Распоряжение от 12.01.2021 № Р-6 Об утверждении МР
- МП РФ письмо от 26.01.2021 № ТВ-94 — 04 Об электронном банке тренировочных заданий
- МП РФ письмо от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
- Кейсы по естественно-научной грамотности версия
- Кейсы по математической грамотности
- Кейсы по читательской грамотности
- Приложение к естественнонаучной грамотности
- Приложение к Математической грамотности
- Приложение к Читательской грамотности
Региональный уровень:
- Письмо МОНиМП КК от 23.10.2023 № 47-01-13-20619 — 23 «О проведении комплекса диагностических мероприятий по ФГ»
- Приказ МОНиМП КК от 10.10.2023 № 2935 «Об организации работы по повышению ФГ в ОО в 2023-2024 учебном году»
Муниципальный уровень:
- Приказ УОН от 31.01.2024 № 129 «О внесении изм. в Приказ УОН от 16.01.2024 № 45 «О проведении диагностических работ по функциональной грамотности»
- Приказ УОН от 16.01.2024 № 45 «О проведении диагностических работ по функциональной грамотности»
- Приказ УОН от 20.11.2023 № 1855 О проведении ДР по ФГ
- Приказ УОН от 28.09.2023 № 1531 «О проведении тематических недель по ФГ»
- Приказ УОН от 13.09.2023 № 1418 «Об организации работы по повышению ФГ в 2023-2024 учебном году»
- Письмо СЦРО от 25.01.2022 №64 «О размещении материалов сборников»
- Письмо СЦРО от 25.01.2022 №62 «О направлении методических рекомендаций»
Школьный уровень:
- Приказ МОБУ СОШ № 65 г. Сочи им. Героя Советского Союза Турчинского А.П. от 13.10.2021 № 287 «Об организации по повышению функциональной грамотности обучающихся»
-
План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МОБУ СОШ № 65 г. Сочи им. Героя Советского Союза Турчинского А. П. на 2023 — 2024 учебный год (Документ .pdf)
- План мероприятий, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся МОБУ СОШ № 65 г. Сочи им. Героя Советского Союза Турчинского А.П. в 2021-2022 учебном году (Электронный документ .pdf)
- Информация об использовании банка заданий на платформе «Российская электронная школа» (Электронный документ .pdf)
- Информация об использовании банка заданий в сетевом комплексе информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» (http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy) (Электронный документ .pdf)
- План мероприятий на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МОБУ СОШ 65
- Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» (10-11 класс)
- Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» основное общее образование (7 класс)
- Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» основное общее образование (8 класс)
Сертификаты об участии в онлайн-уроках по Финансовой грамотности:
- Сертификат об участии в онлайн уроке «Как защититься от кибермошенничества»
- Сертификат об участии в онлайн уроке «Пять простых правил, чтобы не иметь проблем с долгами»
- Сертификат об участии в онлайн уроке «Личный финансовый план. Путь к достижению цели»
- Сертификат об участии в онлайн уроке «Зачем нужна страховка и от чего она защитит?»
- Сертификат об участии в онлайн уроке «Платить и зарабатывать банковской картой»
Информационные материалы:
С заданиями на развитие функциональной грамотности школьников можно познакомиться на официальных сайтах:
- https://fg.resh.edu.ru/— Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
- http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ — Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся»
- https://media.prosv.ru/fg/ — Банк заданий по функциональной грамотности
- https://apkpro.ru/functionalskills/ — ПРИЛОЖЕНИЯ К ПОСОБИЮ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Составляющие функциональной грамотности:
- Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
- Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
- Математическая грамотность— способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
- Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
- Креативное мышление.
- Глобальные компетенции.
В настоящее время в России идёт становление и развитие новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство . Одним из показателей успешности этого процесса является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из главных задач (Из указа Президента России от 7 мая 2018 года: Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования). Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г:
Цель программы – качество образования, которое характеризуется: сохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Высокий уровень сформированности функциональной грамотности у обучающихся предполагает способность эффективно участвовать в жизни общества, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации. Следовательно, обществу нужен человек функционально грамотный, который умеет работать на результат и способен к определенным социально значимым достижениям. Функциональная грамотность – понятие метапредметное, и поэтому она формируется при изучении разных школьных дисциплин и имеет разнообразные формы проявления.
На развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы:
- содержание образования (образовательные стандарты, учебные программы);
- формы и методы обучения;
- система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
- программы внешкольного, дополнительного образования;
- модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана);
- наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
- активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.
Объектами анализа мероприятий в рамках PISA являются подростки пятнадцати лет.
PISA – аббревиатура от Programme for International Student Assessment, что переводится как «Международная программа по оценке образовательных достижений учеников». Она представляет собой мероприятие, которое проводят для оценки уровня школьного образования и соответствия знаний современных детей.
Оценивается грамотность учеников:
-математическая,
-естественнонаучная,
-читательская.
Но это не главное: в первую очередь смотрят, как пятнадцатилетние школьники умеют применять свои школьные знания в повседневности для выполнения множества задач в разных областях жизни: в сфере финансов, степени интегрированности в социум и преодолении разного рода препятствий.
Программа PISA во многом отличается от других имеющихся систем оценки.
В ней присутствуют:
Охватываемость. В тестировании участвует множество стран мира.
Настрой на будущее. Подростки, участвовавшие в проверке, впоследствии представляются, сообщают о своей мотивации к продолжению учиться дальше после школы, о методиках получения дополнительных знаний и умений.
Ориентация на политику, что предполагает связь между результатами учебы с данными о происхождении учеников, их социальным статусом и вещи, которые могут повлиять на усвоение школьных знаний и умений.
Систематичность и планомерность – государства-участники имеют возможность следить за динамикой успешности достижения в сфере образования.
Организатор мероприятия – Организация экономического сотрудничества и развития (OECD). В России же программу реализует бюджетное учреждение ФИОКО – Федеральный институт оценки качества образования.
Что оценивается?
В ходе программы PISA исследуют применение информации, полученной детьми в школе, на практике по трем направлениям:
Читательская грамотность – под ней подразумевается, насколько хорошо ученик может воспринимать и понимать информацию в тексте, размышлять о сведениях, которые получает, и помогает ли ему чтение в достижении своих целей. Также расценивается, насколько он эрудирован, может ли взаимодействовать с обществом других людей.
Математическая грамотность – расценивается, способен ли учащийся мыслить математически, формулировать, интерпретировать и использовать математику для того, чтобы решать задачи не только в теории, но и в жизни. Это широкий показатель, охватывающий процедуры, факты и термины, понятия, инструменты для объяснений, описания и даже прогнозирования отдельных явлений. Эта грамотность дает возможность понимать главную роль математики в жизни, принимать правильные решения, совершать логичные действия.
Естественнонаучная грамотность – ее можно воспринимать как способность человека к активной гражданской позиции в естественных науках, увлечению идеями естественнонаучных областей. В наши дни важно, чтобы человек понимал и мог объяснить явления, интерпретировал доказательства и данные, мог планировать и оценивать исследования, принимал участие в обсуждении проблем, наиболее актуальных в мировом масштабе.
Помимо трех перечисленных присутствует четвертое направление – как правило, каждый год оно разное. К примеру, в 2012 году дополнительной темой изучения была финансовая грамотность, в 2015 рассматривалось решение проблем, а в 2018 – глобальные компетенции.
Дополнительной темой исследования PISA -2022 же будет креативное мышление. Почему именно оно вошло в международное оценивание 2022 года? Очень просто: в современном мире ценится нестандартный творческий подход во всех областях деятельности.
Проверка включает в себя:
- тесты по всем четырем предметным областям на компьютере – времени на ответы дается два часа;
- анкета для школьников, в которую входят вопросы о личном опыте, статусе, отношении к образованию, знанию финансовых вопросов, умении коммуницировать и пользоваться информацией – всего на заполнение анкеты дается сорок девять минут;
- анкета для преподавателей или руководителей, необходимая для выявления факторов, определяющих разность в системах образования стран-участников.
Помимо всего прочего, в дополнении есть анкеты для родителей и финансовые вопросы к администрации. Решать тест и анкету школьники могут последовательно или в разные дни – как посчитают нужным.
Основное направление исследования цикла PISA-2022 – математическая грамотность, в виде дополнительного предмета добавили креативное мышление. В 2022 году в рамках международного исследования PISA будет целенаправленно проводиться оценка частого применения математики в важнейших жизненных аспектах: в обществе, профессии и лично.
Фокус исследования PISA -2022 в первую очередь – это математические рассуждения. Под ним подразумевается правильная оценка и интерпретация, рациональное применение и грамотная формулировка полученной информации. При этом необходимо, чтобы испытуемый мог уметь использовать навыки в четырех сферах жизни: личной, научной, профессиональной и общественной.
Помимо всего прочего, добавлены наиболее важные в XXI веке навыки, в частности, информационные и коммуникативные технологии. В соответствии с концепцией интеграции ИКТ в исследование PISA-2022 предполагается, что ученик должен быть креативным, инициативным, мыслил критически, умел пользоваться информацией и коммуникацией.
Тестовые задания бывают двух типов:
Стандартные – обыкновенные задания, в которых описывают проблемы и вопросы.
Интерактивные – задания с интерактивными материалами, оформленные в виде компьютерной симуляции. Можно сравнить это с компьютерной игрой: тестируемый будто бы оказывается в виртуальной реальности, где ему приходится решать ситуации, так похожие на реальные. Во время подобных тестов ученику задаются вопросы, предполагающие разного рода варианты ответа и дальнейшие действия.
Все эти задания могут проводиться в разном формате: можно выбирать один или несколько правильных ответов, как в стандартных тестах, а можно дать конкретный ответ, объясненный максимально подробно, порой требуя от ученика решения конкретной проблемы.
Посмотреть или даже порешать пробные задания всегда можно – они находятся на официальном сайте ФИОКО. Результаты проведенного тестирования любого направления становятся доступны не раньше, чем через год – а если быть точнее, то в конце года. К примеру, итоги PISA-2022 будут доступны в декабре 2023-го.
Значимость международных исследований, в том числе PISA, крайне высока, ведь, проводя подобные во всем мире, каждая страна будет знать свой уровень, плюсы и минусы в определенных сферах, а значит, будет, к чему стремиться.
Исследование PISA-2022 поможет улучшить систему образования и покажет, в какую сторону сделать упор в школах.